|
ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ МАРИИНКИ
Мариинский театр относится к старейшим театрам мира, таким, как миланский Ла Скала, лондонский Ковент-Гарден, парижские Гранд-опера и Комеди Франсэз и московский Большой, сформировавшим национальные театральные школы. Мариинский выступил в этом амплуа особенно успешно. Он стал колыбелью русской оперной и балетной классики, которая и по сей день составляет значительную часть самого популярного мирового репертуара. Именно для сцены Мариинского театра писали свои оперы Мусоргский, Римский-Корсаков и Чайковский. Именно здесь Мариус Петипа поставил «Спящую красавицу», а его ученик Лев Иванов — «Лебединое озеро» и «Щелкунчика». Здесь заявил о себе Федор Шаляпин и начинал свои поиски Михаил Фокин, чьи постановки позже обеспечили триумф «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже.
Мариинский всегда достойно соотносился с зарубежным контекстом. До революции здесь работали ведущие европейские мастера, сам Верди написал по его заказу одну из своих лучших опер — «Сила судьбы». Здесь же впервые в России прозвучали основные оперы Вагнера. В свою очередь воспитанники театра — знаменитый Федор Шаляпин, хореограф Георгий Балан-чивадзе (ставший в Америке Джорджем Баланчиным и многие другие — обусловили ведущие тенденции зарубежного оперного и балетного искусства XX века.
Мариинский театр располагается на Театральной площади Санкт-Петербурга. Уже в середине XVIII века это место было центром развлечений петербуржцев. На пустыре к северу от Никольского собора устраивались маскарады и конные состязания, работали карусели, плясали уличные комедианты. На месте нынешней Мариинки тоже было увеселительное заведение — сначала деревянный цирк, затем, к середине XIX века, — Императорский театр-цирк, созданный архитектором Альбертом Кавосом, в котором часто шли оперные спектакли. После пожара 1859 года театр-цирк за один год был переделан тем же Кавосом в Мариинский, названный так в честь супруги императора Александра II Марии Александровны.
Прообразом здания нового театра послужила немецкая архитектура подобных сооружений, в частности оперный театр в Дрездене, выстроенный известным мастером времен господства эклектического стиля еще одно его название— историзм) Готфридом Земпером. Работающий в этом ключе архитектор волен был использовать на фасадах причудливую аппликацию в старинном вкусе, нисколько не задумываясь об уместности той или иной формы в композиции целого.
Шло время. Постановки театра становились все более сложными и изощренными. Труппа росла. Возникла необходимость расширения тесного «оперного дома» Кавоса.
Первые реконструкции здания театра Кавоса были произведены архитектором Виктором Шретером в 1883—1886 и в 1894—1896 годах. Увеличился вестибюль, деревянные конструкции заменились металлическими с бетонным заполнением, модернизировались системы отопления и вентиляции. Были расширены и надстроены боковые флигели. Главный фасад получил мощный коринфский портик — колоннаду на постаменте входа. Детали оформления стали массивнее. Фойе верхних ярусов было оформлено в помпезном стиле Людовика XVI.
В этом здании Мариинский театр и провел свой «золотой век». Всю вторую половину XIX века и в начале XX он был парадным придворным салоном. По протоколу его обязательно посещали главы государств и личные гости царской семьи, а спектакли, даже рядовые, напоминали дворцовые церемониалы. Составы артистов, постановщиков, художников, композиторов дирекция императорских театров формировала с соответствующим ситуации тщанием.
Эта эпоха стала временем внедрения в театральный обиход множества изобретений. Среди них знаменитые 32 фуэте, впервые исполненные Пьериной Леньяни в балете «Золушка», челеста (миниатюрное фортепиано, имитирующее перезвон колокольчиков], которую Чайковский ввел в состав оркестра в «Щелкунчике», новые сценические механизмы с электроприводом. Но главными достижениями Мариинского театра этого времени стали национальный оперный репертуар, созданный Римским-Корсаковым, Чайковским и «Могучей кучкой», а также новации Мариуса Петипа, питающие мировой балет и по сей день. В «Баядерке», «Спящей красавице», «Раймонде» Петипа подчинил танец принципам симфонической музыки, развивая хореографические комбинации так же, как композиторы — темы и лейтмотивы своих опусов.
На рубеже веков эти принципы попытались привнести в театральную сценографию художники «Мира искусства». Революция вынудила их перенести свои поиски в Европу. Однако Мариинский сумел не просто сохранить свои традиции в советские времена, но и создать несколько новых мощных направлений музыкального театра: «хореографическую драму», подражавшую в балете драматическому театру, противоположные ей абстрактные формы, совмещавшие академический танец с авангардным, а также экспрессионистские поиски оперных режиссеров.
Именно новые направления музыкального театра, а также новые технологии создания своеобразных оперно-балетных шоу заставили изменить облик восстановленной после войны Мариинки. В 1966—1970 годах согласно плану архитектора Софьи Гельфер была пристроена новая часть к левому флигелю театра — так называемый «Балетный корпус». Обновились механические, электрические системы.
В наши же дни стало очевидным, что проблемы модернизации требуют более радикальных решений, которые были бы адекватны масштабу, амбициям и энергии художественного руководителя и директора театра маэстро Валерия Гергиева. Сам Валерий Абисалович объясняет свои намерения так: «Мы хотим современный театр. Я гастролирую по всему миру, и я знаю, что такое современный театр. Это не только храм искусств, это центр колоссальной энергии. Мы хотим, чтобы театр собирал вокруг себя общественную жизнь. Открытые пространства, кафе, рестораны, магазины, туристы, гостиницы, а в центре — храм искусств. Ма-риинский театр сегодня — это не только историческая ценность, это живой символ. Он уже сейчас преобразует Санкт-Петербург — когда проходит фестиваль «Звезды белых ночей». Но театр задыхается в старом здании. Мы можем показывать в три раза больше спектаклей, но нам негде». И решено было строить второй театр, Мариинский II. |